copyright 2005
sharaprokati.narod.ru
1
2
Факторы влияния на человека
3
4
5
<-<-<- Обманы дневного зрения. Из всех чувств, зрение наиболее важно для безопасного полёта. Пилоты должны опасаться некоторых иллюзий, которые могут причинить проблемы в дневное время, и должны знать наиболее эффективные способы слежения за другими самолетами. Различная ширина взлётно-посадочных полос, изменяющийся рельеф, освещение и другие факторы могут "подшутить" над глазами. Узкая ВПП может создать иллюзию того, что самолет выше, чем он есть по-настоящему. Пилот, не распознающий этой иллюзии, выполняет низкий заход с риском удара об объекты вдоль предпосадочной прямой или с риском приземления до ВПП. Широкая ВПП может создать противоположный эффект с риском выравнивания слишком высоко или с перелетом ВПП. Наклоняющаяся вверх ВПП или местность, или и то, и другое, могут создать иллюзию того, что самолет выше, чем он есть по-настоящему. Пилот, не распознающий этой иллюзии, выполняет низкий заход. Наклоняющаяся вниз ВПП или местность могут создать противоположный эффект. Отсутствие наземных объектов, например, при посадке на воду, в темных областях или над снегом, может создать иллюзию того, что самолет выше, чем он есть по-настоящему. Пилот, не распознающий этой иллюзии, выполняет низкий заход.  Слежение за другими самолетами, осмотр неба в поисках других самолетов - это ключевой фактор в избежании воздушных столкновений. Пилот должен выработать эффективную технику осмотра, чтобы покрывать целиком все небо и разделять внимание между работой в кабине, проверке приборов и слежением за движением. Так как глаз может сфокусироваться на небольшой зоне, эффективное слежение выглядит в виде серий коротких, упорядоченных движений глаз, которые перемещают небо в центральные, особо чувствительные области глаза. Лучше всего осматривать совершая движения глазами и головой с шагом менее 10 градусов; обозревая каждую область не менее, чем за секунду. Когда вы летаете в порядке ПВП, вам следует из каждых 20 секунд времени отделять не более 4-5 секунд для работы с приборами, и до 16 секунд на слежение за другими самолетами.
Обманы ночного зрения. Человеческий глаз создан для дневного зрения. Ночью человеческое зрение гораздо менее острое. Глубина восприятия, критически важная при посадке, также сильно уменьшается ночью. Человеческий глаз воспринимает свет с помощью особых нервных клеток, называемых палочками и колбочками. Они расположены на сетчатке, обратной поверхности глаза. Колбочки, сгруппированные в центре сетчатки, замечательно различают цвета. Палочки, расположенные по краям сетчатки, плохо различают цвета, но они легко обнаруживают перемещение и гораздо более чувствительны при слабом свете. Фактически, палочки могут функционировать при свете около одной пятитысячной от яркости, при которой колбочки теряют способность работать. Они в сто тысяч раз чувствительнее в темноте, чем при свете. Однако, палочки нуждаются в большем времени для адаптации к темноте, чем колбочки
к свету. Ваши глаза адаптируются к свету за 10 секунд, но им потребуется около 30 минут для полного привыкания к тёмной ночи. Из-за того, что палочки размещены около краев сетчатки, ночью глаз имеет слепое пятно в центре поля зрения. ->->->
Hosted by uCoz